Сайт существует
с 16.11.2000
Наши партнёры
  • F.A.Q.

    В чем разница между "практикой" и "игрой"?'

    Такая же, как между думать и делать. Когда вы практикуетесь, неторопясь продумывайте все что вы играете. Это поможет вам правильно натренировать мышечную память на ритмические рисунки. Когда же вы "играете" (происходит выступление), лучше вообще не думать. Позвольте вашей натренированной мышечной памяти "думать" за вас. Существует старое дзен-изречение, применимое к любому выступлению на сцене: "Не думай - делай".

    Oleg

    Все ли гармошки имеют одинаковый строй?

    Большинство диатонических гармошек настраиваются по системе, которую изобрел мастер из Богемии по фамилии Рихтер. Однако существуют и другие варианты. Среди них натуральный минор, гармонический минор, системы "Melody Maker", "Solo" и "Country". Тем не менее, начинающим лучше всего заниматься на стандартной гармошке с диатоническим строем.

    Grey Wolf

    Где купить самоучители по игре на гармонике. У кого можно поучиться?

    Этот сайт и есть самый полный самоучитель по губной гармонике на русском языке. Именно здесь люди и учатся.
    Для начала, почитай Теорию, и посмотри раздел Практики.
    После этого, если будут вопросы или захочется общаться - пиши в Форум.
    Загляни в раздел К кому идти учиться, и не стесняйся обратиться к нашим учителям.
    И не забудь указать свой город в Личном профиле на форуме.
    Blacky

    Для чего на диатонической гармонике 2-вдох настроен так же как 3-выдох?

    Одинаковая настройка 2-го отверстия на вдох и 3-его на выдох позволяет извлекать аккорд основной тональности на выдохе и ее доминанту на вдохе. Например, на ДО-гармноике это будут ДО-мажор на выдохе и СОЛЬ-мажор на вдохе. Оба эти аккорда содержат ноту СОЛЬ. Такая настройка обуславливается специальной конструкцией гармоники, называемой "Рихтеровской настрокой", позволяющей извлекать два наиболее важных песенных аккорда. В итоге, такая конструкция "случайно" привела к удачному изобретению ВТОРОЙ ПОЗИЦИИ - т. н. блюзовому стилю КРОСС-ГАРМОНИКА, так распространенному в наши дни.

    Oleg

    Имеет ли значение то, какой рукой удерживается гармоника?

    ДА, имеет. Лучше держать гармонику в левой руке (независимо от того, правша вы или левша), потому что наибольшая часть звуковой камеры - "чаши" - будет сформирована вашими ладонями вокруг отверстий с низкими нотами. В процессе освоения инструмента вы будете больше играть у "низкого" края гармоники и чем больше будет ваша "чаша" - тем более выраженными будут ваши звуковые эффекты, формируемые ладонями. Все это справедливо в том случае, если вы держите гармонику цифрами вверх, "низкими" отверстиями влево - как на фортепиано.

    Двое из известных музыкантов - Sonny Terry и Paul Butterfield - играли на гармонике, держа ее в правой руке. Однако им приходилось держать ее вверх дном. Такой способ не дает никаких преимуществ, если вы имеете представление о правильном положении рук при игре.

    Oleg

    Как определить тональность, в которой исполняется песня на CD или по радио?

    Играть под радио-запись - непростая задача для любого oтб инструменталиста. Для этого нужно накопить определенный опыт и знания. Иногда, пока определишь, какая гармошка подходит, песня уже кончается. Что касается CD, то тут лучше обратиться к приятелю гитаристу или клавишнику с хорошим слухом, чтобы они помогли вам определить тональность. В конце концов, обратитесь к любому преподавателю музыки. Играйте под запись только в том случае, когда вы наверняка знаете тональность. В ином случае вы будете портить себе слух.

    Grey Wolf

    Как устранить дребезжание язычка?

    Язычок дребезжит по двум основным причинам. Во-первых, он может быть плохо центрирован относительно своего отверстия. А во-вторых, он может быть настолько гибким, что при вибрации будет касаться верхней крышки корпуса. Для решения последней проблемы, крышку следует слегка выгнуть, чтобы язычок мог свободно двигаться. Либо нанесите небольшое количество лака для ногтей на ту часть язычка, которая ближе всего к заклепке. По идее это должно сделать язычок менее гибким. Однако этот способ следует применять только в крайнем случае.

    Grey Wolf

    Как чистить гармошку?

    Лучше всего снять крышку и прочистить язычки при помощи зубной щетки и растворителя на спиртовой основе. При этом действовать нужно крайне осторожно. Такая процедура продлит жизнь вашему инструменту и сделает игру на нем более приятной. Единственный необходимый способ удалить из гармошки излишнюю влагу - это постучать ей о ладонь и вытереть сухой тряпкой. Старайтесь, чтобы в инструмент не попадали частички пищи и слюна. А для этого нужно иметь чистый сухой рот и играть с приподнятой головой.

    Grey Wolf

    Какой корпус лучше, пластиковый или деревянный?

    Каждый материал, используемый для изготовления корпуса гармошки имеет свои уникальные звуковые характеристики. Деревянный корпус (как у моделей "Marine Band" или "Blues Harp") обычно дает хорошо резонирующий, полноценный звук, с равномерной динамической характеристикой во всех регистрах. Пластиковый корпус (как у модели "Special 20") характеризуется теплым, ровным звучанием и приятен для губ. Существуют также металлические корпуса (модель "MeisterKlasse") или корпуса с металлической отделкой (модель "Cross Harp"), дающие яркий, чистый звук. Также имеет значение и дизайн верхней накладки, которая у разных моделей имеет разную форму, что по-разному сказывается на звуке.

    Grey Wolf

    Какой корпус лучше, пластиковый или деревянный? (научный подход)

    На самом деле материал корпуса НЕ ВЛИЯЕТ на звук, что было доказано в эксперименте Vern Smith'а на собрании SPAH в 1997 году. Тогда аудитории было предложено угадать на слух, из чего сделан корпус играемой в данный момент гармоники (платы и крышки были одни и те же, их переставляли на разные корпуса). НИКТО не заметил НИКАКОЙ разницы. Vern Smith уже 5 лет предлагает 1000 долларов тому, кто на слух может различить, из чего сделан материал гармоники. Претендентов до сих пор НЕТ. Так что не верьте в эту басню насчет влияния материала на звук гармоники.

    Пластиковый корпус лучше деревянного по причине практичности -- не разбухает, не трескается, и к нему платы и крышки прикрепляют винтиками, а не гвоздиками, что облегчает ремонт.

    Petrozza

    Какую гармошку купить новичку? Какую технику игры на гармошке мне выбрать? Какая самая лучшая?

    Обычно начинается так: увидил гармошку, понравилась, купил. Буду описывать на собственных примерах.

    Кто-то покупает первую гармошку по цвету, кто-то по размеру. Моя первая гармошка была C.A.S.S. Bandmaster тремола, с двумя рядами по 12 дырок. Размер гармошки был как у диатоники. Меня привлек маленький размер и большое количество дырок.

    Поискав инструкции по игре на подобной гармошке в интернете я понял, что купил не то что мне нужно.

    Следующая моя гармошка была C.A.S.S. Country Western. Десятидырочная диатоника.

    Все-бы хорошо, если бы не обучающее видео Джона Гиндика в потором он все примеры демонстировал на С гармошке со строем, отличающимся от моей (потом оказалось, что моя в настройке Country и у все ноты на дырках смещены вправо на две дырки).

    Наконец я понял, что мне нужна Диатоническая блюзовая гармошка в ключе С (maj).

    Но, не надо надеятся, что купленная вами первая или вторая или даже третья гармошка вас полностью удавлетворит. Вы будите в постоянном поиске, пока не найдете (ВНИМАНИЕ !) самую лучшую ДЛЯ СЕБЯ гармошку. Вы будите пробовать разные фирмы, потом разные модели этой фирмы, потом вернетесь опять к другому бренду... и наконец выберете ее. Но ее выбор не будет зависить ни от ее формы, цвета или звука, а только от того, насколько ВАМ она подходит по форме, цвету и звуку.

    По этому все споры о выборе гармошки я для себя уже решил. Каждый выбирает свое.

    Я, например, остановил свой выбор на Golden Melody. Мне они кажутся звонкими, отзывчивыми и "гибкими". Они "жужжжуат" и мне это нравится

    А плюсы и минусы других гармошек я оспаривать не буду, пока я не научусь, к примеру, дышать также, как мой оппонент по спору.

    Лично я советую попробовать все гармошки и выбрать себе ту, которая больше подходит и удобна именно вам, а не ту, которую рекомендует приобрести, к примеру, Стив Бекер :-)

    Grey Wolf

    На какой гармошке играть Блюз или Кантри?

    Лучше всего для Блюза или Кантри подойдет диатоническая гармошка (с 10 отверстиями) в стандартной Рихтеровской настройке (мажор). На ней можно играть в разных стилях, а не только Блюз и Кантри.

    Для Кантри же есть гармошки со специальной настройкой (Country Tuned - с повышенной нотой на пол-тона на вдохе на 5-м отверстии). Такую гармошку выбирают уже опытные профессиональные харперы, если не хватает возможностей стандартной настройки. Для новичков кантри настройка не рекомендуестя.

    Blacky

    Наиболее часто используемые тональности гармоник

    Как правило, наиболее часто используются гармошки следующих тональностей (по частоте использования в порядке убывания):

    • C (До). Чаще всего, первая гармоника, на которой осуществляется обучение. Ценна, во-первых, тем, что тональность C располагается посередине ряда G, A, B, C, D, E, F, и является, таким образом, средней по высоте, что облегчает обучение игре как на высоких, так и на низких нотах. А во-вторых гармошка в тональности C используется в музыкальных композициях тональности G во второй позиции (cross-harp), излюбленной блюзовыми гармонистами.
    • A (Ля). Наиболее часто используется при игре блюза в связи с тем, что во второй позиции эта гармошка дает тональность E (Ми), предпочитаемую гитаристами (видимо, в связи с природной ленью - в тональности E на шестиструнной гитаре не требуется взятие барре при игре стандартного блюзового квадрата E-E-A-E-B-A-E).
    • D (Ре). Также весьма часто используемая тональность гармоники - во второй позиции она дает тональность A (Ля), которую тоже очень любят "ленивые" гитаристы (стандартный блюзовый квадрат имеет вид A-A-D-A-E-D-A).
    • F (Фа). При игре во второй позиции эта гармошка дает тональность C (До). Кроме того, в третьей, четвертой и пятой позициях эта гармошка дает тональности Dm, Am и Em соответственно (если бы не минорный окрас последней, были бы три "блатных аккорда", хех).
    • G (Соль). Во второй позиции эта гармошка дает тональность D (Ре). В третьей, четвертой и пятой позициях эта гармошка дает тональности Am, Em и Bm соответственно.
    • Bb (Си-бемоль). Вторая позиция этой гармошки имеет тональность F (Фа). Казалось бы, зачем такая экзотика? Дело в том, что при более-менее профессиональной игре у гитариста пропадает необходимость в ограничении тональностей. К тому же при игре на гитаре часто используется каподастер. И кстати, аккорд F можно взять в "джазовой" манере и без барре.

    Итого, получаем три обязательных гармошки C, A, D и три дополнительных F, G, Bb. Хотя, безусловно, выбор набора тональностей гармошек должен быть продиктован личными предпочтениями гармониста, которые сформируются по мере роста его профессионализма.

    Ashotovich

    Никак не получаются бенды. Что делать?

    Прежде чем начать осваивать бенды, следует научиться правильно извлекать одиночные ноты. Ты научился этому если ты уверенно играешь гамму вверх и вниз.
    Так же, необходимо, чтобы у тебя было правильно поставлено дыхание.
    Во-первых, аккорды на вдох и выдох на первых 3-4-х отверстиях должны строить, во-вторых, вторая дырка на вдох и третья на выдох должны звучать одинаково (тембр может отличаться, но высота тона должна быть одинаковой, см. Упражнения Стива Бекера - "С самого начала" № 23 и 24).

    Порядок освоения бендов по дыркам смотри в Статье по звукоизвлечению

    Начинать осваивать бенды рекомендуется с 4-й дырки. Гармошка, естественно, до-мажор. Иногда немного легче научиться делать бэнды на ре-мажорной гармошке, т.к. она настрена на тон выше. Однако, до-мажор является основным учебным инструментом, большинство школ рассчитаны именно на нее, поэтому и бенды рекомендуется осваивать на ней.

    Теперь непосредственно о бендах.

    Попробуй для начала обеспечить герметичность в ротовой полости, чтобы воздушная струя шла ТОЛЬКО НАД языком. Это делается так: язык прижимаешь к зубам (то бишь ведь между челюстями у тебя при игре образуется щель - не играешь же ты со стиснутыми зубами? Вот ее-то и надо языком заткнуть), так чтобы между языком и зубами ни один микроб не пролез. =) А обеспечив герметичность просто дыши пузом, при этом меняя угол наклона языка, не отрывая его от щели между челюстями.
    Если не обеспечить герметичности вышеозначенным способом, можно хоть в узел язык завязывать - звук существенно не изменится.

    Теперь нужно оттягивать язык назад не приподнимая кончик языка, а наоборот, плотно прижимая его к нижней полоти рта - таким образом приподнимается корень языка (бенд корнем языка).

    Еще один важный аспект - вместе с оттягиванием языка назад, нужно опускать голосовые связки. Представь, что в горле находится поршень. При игре простых нот, он не работает, а при бэнде он начинает опускаться вниз в горло, фактически это опускаются голосовые связки. Очень близкое ощущение получается, когда пытаешься зевнуть с закрытым ртом. Попробуй. Тоже самое надо делать с гармошкой.
    Замечу, что при бендах на разных отверстиях и на разных гармошках, необходимая для бэнда глубина будет различаться.
    В последствии, точное попадание достигается только практикой.

    Еще можно попытаться сделать объем полости как можно поменьше, и вдыхать как бы ловя струю воздуха на кончик языка, а потом ПЛАВНО опускать его, если слишком резко сделать то харп заглохнет. При этом нужно увеличить объем ротовой полости.

    Благодарности товарищам Blacky, Ashotovich, Maslukov, и Fernir, на чьих советах и основаны эти рекомендации.
    AVB

    Сколько стоят уроки у преподавателя губной гармоники?

    По разному, смотря у кого и в каком городе.
    Пол Дилей из Чикаго или Стив Бекр в Германии берут 40-50 баксов за занятие... :-)
    Не пугайтесь, у нас это стоит значительно дешевле.

    Замечено, что преподаватели не любят говорить свои расценки на публике.
    Занятия индивидуальные - подход к оплате тоже индивидуальный.

    Позвоните, поговорите лично. Вам скажут сколько это вам будет стоить.
    Не стесняйтеь позвонить и поговорить. Они вас не знают, чего стесняться?
    Если для вас это дорого, значит вы не будете брать уроки и попрощаетесь.
    Все это понимают.
    Но если возникло желание позаниматься, звоните не стесняйтесь. Это их хлеб.
    Поверьте, занятия стоят потраченных денег. Это самый продуктивный и быстрый способ научиться играть.

    См. раздел К кому идти учиться
    Blacky

    Совсем запутался с позициями. Объясните.

    Там все просто - позиция - суть тональность.

    У тебя, допустим, гармошка в C. Посмотри расположение нот на ней. Все так, понимаешь, расположено, чтоб ты без напряга мог играть на этой гармошке в тональности C мажорный лад. Однако сие не значит, что только этот лад и только в этой тональности можно играть на этой гармошке.
    Допустим, ты начинаешь играть от ноты A. И опять же, на той же гармошке получаешь тональность А, лад - натуральный минор. Это будет 4-позиция. Как их считают - очень просто, оригинальная тональность гармошки - это 1-я позиция, в данном случае - С. Дальше по квинтовому кругу ( C - G - D - A - E - B - F# и т.д. ), то есть если ты соберешься поиграть на этой гармошке в тональности G, это будет 2-я позиция, в тональности D - 3-я, и т.д.
    На гармошке не во всех позициях "хватает нот", допустим, если ты захочешь поиграть в 1-ой позиции, но не мажор, а минор, то обнаружишь отсутствие нескольких важных для минорного лада нот. Данный вопрос решается либо освоением техники бендов и овербендов, либо сменой позиции ( выбором такой позиции, в которой есть все ноты для нужного тебе лада ).
    Vlad

    Существуют ли гармошки на которых можно играть (импровизировать) в тональности ЛЯ-минор?

    Играть можно на гармошке любой разновидности (диатонической, тремоло, хроматической)
    Если вопрос про стандартные мажорные диатоники (с рихтеровской настройкой), то чтобы играть в Am, можно взять несколько разных - это зависит от позиции, в которой хочешь (или лучше получится) это сыграть:
    во второй позиции на D,
    в третьей на G,
    в четвертой на С
    и в пятой позиции на F.
    В первой позиции на A гармошке минор не сыграешь.
    Подробнее про игру в разных позициях смотри тут
    GreyWolf

    Существуют несколько техник игры на губной гармошке. Какая самая "крутая"?

    Существует множество техник игры: блокировка языком, губами, с использованием оверблоу, с использованием голоса, игра без рук (кто видел, тот понимает о чем я) и т.д...

    Я считаю что Мастер - это не тот, кто умеет делать все. Мастер - это тот, кто выполняет свою работу профессионально.

    По этому, мой совет - пробуйте больше и разного, и вы придете к своей и только к своей "уникальной" технике, которая будет включать в себя базовые элементы тех техник, которые вы изучили, но ваша техника будет уникальной и неповторимой. В процессе выбора вы будите оттачивать ее и наконец сделаете из нее конфетку, фишку, по которой вас будут узнавать слушатели.

    Grey Wolf

    У кого есть табы ....такого-то исполнителя....?

    Последовательность действий:
    0. Для совсем ленивых - зайти в раздел Мелодии, посмотреть там, чего есть. Обгудитесь! ;))
    1. Найти нужный вам *.midi (скажем на http://www.musicrobot.com/)
    2. Загнать его в Harmony Assistant (http://harmonica.blues.ru/soft)
    3. Получить табы к нужной вам гармошке (строй, тональность и т.п.)

    Дополнительно:
    4. Загнать *.midi в Band-In-A-Box
    5. убить соло, оставить только аккорды
    6. выбрать нужный вам стиль, тональность, ритм
    7. получить аккомпанимент и играться до полного офигевания.

    Ж888-[|]
    drGLuck

    У меня гаромшка с 28 (36, 48 и т.п.) отверстиями, расположенных в 2 ряда. Что это за гармошка?

    Это Тремоло или Октавная диатоническя гармошка.
    У всех тремол в каждом отверстии по одному язычку. Отсюда и двойной ряд отверстий, и такое их количество. Одни отверстия работяют на вдох, другие на выдох (кстати, у хроматик тоже язычки вдоха и выдоха находятся в разных канальчиках, поэтому в силу таких конструктивных особенностей, и на тремолах и на хроматиках не достигнуть такого полноценного бэнда, как на блюзовых диатониках).
    В отличие от блюзовой диатонической гармоники (с 10 отверстиями), в тремоло-гармониках, звучат две звуковые пластины для каждой ноты - обе пластины настроены почти на одну и ту же частоту, но одна из них слегка расстроена относительно другой, в результате чего возникают биения частоты, т.е. эффект тремоло.
    В октавных гармониках парные голоса настроены не в унисон, а в октаву.
    Так вот, эфект тремоло получается от 2-х язычков расположенных в отверстиях в шахматном порядке. Если попытаться нарисовать, то одна дырка на блюзовой гармонике, будет соответсвовать 4 отверстиям тремолы.
    |В|D|
    |D|B|
    B - blow (выдох), D - draw (вдох). Причем B и D это одна нота (в унисон или в октаву).
    Как-то так. Может я и ошибся с расположением, но тут главное суть.
    Поэтому, при игре на тремолах надо мыслить такими "четверками" (квадратиками из 2х2 отверстий), принимая их за "одно отверстие" блюзовой диатоники (положение, ноту и т.д).

    Подробнее про разновидности гармоник смотри тут:
    http://harmonica.blues.ru/Default.aspx?pagename=harp-l#ins

    А статью конкретно про тремоло гармоники тут:
    http://harmonica.blues.ru/?pagename=tremolo

    Еще бывают гармошки с отверстиями с обеих сторон (по 24, 36, 48 отверстий).
    На самом деле, это две гармоники в одном корпусе.
    С одной стороны тональность, например С, а с другой G, или C и D и т.д.
    Возможны разные варианты.
    А отверстия для выхода воздуха сделаны не сзади, как у одинарных гармошек, а посередине на верхней и нижней крышке.
    Как я понимаю, всякие там Wah-Wah и прочие hand-effect'ы на ней, в силу такой конструкции, делать проблематично.
    Blacky

    У меня новая гармошка, но 2 (3-е или 1-е) отверстие на вдох не играет (или звучит как то криво).

    Странно звучит второе отверстие на вдох. Что делать??

    Симптомы проблемы
    1. При чистом вдохе/выдохе наблюдается занижение тона.
    2. Нота не звучит совсем, звучит "странно", дребезжит или шипит.
    3. Звук возникает с задержкой и/или плавно нарастает.
    Проблема чаще всего возникает при вдохе на втором или третьем отверстии, но иногда и в других ситуациях, напр. на выдохе на десятом отверстии.

    Возможные причины
    1. Неправильно извлекаются ноты, звук "передавливается" из-за чего возникает бэнд - это касается в основном новичков.
    2. Возможна потеря некоторого колличества воздуха ЧЕРЕЗ НОС не только при вдохе, но и при ВЫДОХЕ, что не дает возможность достаточно полно "нагрузить" голос. Поэтому, нужно следить, чтобы при выдохе и вдохе воздух направлялся только через рот.
    3. Как бы позднее "зажигание" голоса может происходить из-за неточной направленности струи воздуха: следует избегать критических углов (обычно нужно следить, чтобы воздух направлялся под углом 90 градусов, т.е. перпендикулярно отверстию).
    4. Неисправность (дефект) инструмента, но новые гармони вряд ли будут сломаны, поэтому лучше, чтобы их проверили прямо в магазине. В некоторых конторах есть специальные меха.

    Как убедиться в том, что гармошка в порядке
    Поднесите гармонику к раскрытому рту для извлечения первых трёх нот (1,2,3 отверстия) одновременно. Рот открыт так, чтобы губы легли на резонаторные крышки гармоники - 1/3 или даже 1/2 ширины гармоники (или крышки) должно быть во рту. Вкладываете гармонику в рот и непринуждённо опускаете на неё губы, челюсть расслабленна. Напрягаться не нужно. Теперь попробуйте как бы продышать свозь гармонику аккорды (первые три отверстия) на вдох и на выдох.
    В общем, если аккорд на вдох звучит хорошо и непринуждённо, даже на слабом дыхании, значит отверстия на вдох звучат и с ними всё в порядке. Главное держать гармонику правильно - перпендикулярно рту и параллельно полу. Когда аккорд получается ровненький, попробуте послушать как звучит в нем второе отверстие на вдохе. Так же оно и должно звучать, когда берете одиночную ноту.

    Как правильно извлекать звук
    Дыхание должно быть диафрагмальным. При этом, в процессе дыхания участвует и нижняя часть лёгких, мышца живота выталкивает воздух на выдохе плавно сжимаясь и впячиваясь во внутрь. При грудном дыхании не легко контролировать задержку дыхания для извлечения звука на гармонике: при выдохе или вдохе, нос учавствует почти автоматически.
    Гармоника должна располагаться во рту так, чтобы губы не препятствовали потоку воздуха, который проходит из или в отверстие. Положение гармоники должно быть параллельно полу, а (условно представим) поток воздука, направляемый из или в отверстие - перпендикулярно губам или рту. Т.е, когда гармоника поднесена ко рту, не нужно её слишком наклонять вниз или приподнимать вверх. Основное положение - параллельно полу.
    Ноты на вдох можно брать (или вдыхать) по-разному. Но для начала нужно усвоить, что правильно брать ноту на вдох нужно горловым вдохом. Не нужно напрягать губы и гармонь должна находиться глубоко в губах, а вдох должен свободно проходить аж до живота и не передавливаться в горле.
    Итак, положите кончик языка к нижним зубам, а заднюю его часть немного опустите - для этого без гармоники можно на вдох (без голоса) произнести подобие звука "у" или "о" (гортань чуточку должна при этом опуститься). Чтобы это представить нагляднее можно поставить язык в положение для произнесения звука "и", а потом НА ВДОХ прошипеть "у" или "о" - слышен ветерок по горлу. При этом горло заметно становится свободным и поток воздука из и в надставную трубку (грубо говоря - горло) идёт без завихрений, прямо, и тем самым способствует спокойному и правильному звукоизвлечению, без лишних усилий. Главное не напрягаться, тогда воздух будет идти легко, а гармошка будет петь.

    Мелкие дефекты инструмента
    1. Голосовые язычки

    У меня старая немецкая гармоника, доставшаяся от деда, я хочу на ней научиться играть.

    Лучше накопить хотя бы 5$ и купить новую. Гармоника, особенно немецкая, инструмент недолгоживущий, не любящий повышенную влажность, воздействие химически активных веществ, ударов, игры на них неумеющих играть людей.

    Кроме того, откуда ты знаешь, хорошую или плохую гармонику добыл на войне твой дед? Как показывает опыт, в основном везли трофейные дешевые двухрядные тремоло-гармошки, на которых проще играть. И блюз или кантри на них не сыграешь. Как не пародоксально, такие сложные с виду гармошки позволяют играть на них не сложные народные мелодии. Поэтому, учиться надо на новых и хороших гармониках. Причем 10-дырочных диатонических или хроматических (с кнопкой). Тремолу и октавную лучше освоить потом (если будет необходимость).

    Boris_Plotnikov

    Что делать с залипающим язычком?

    Когда язычок залипает, звука он больше не дает. Происходит это по двум причинам. Во-первых, это могут быть посторонние частицы, которые блокируют язычок. В этом случае необходимо снять крышку и удалить грязь. Во-вторых, язычок может быть повернут относительно соответствующей ему прорези. Тогда он просто опирается на одну из ее сторон и не может вибрировать. В этом случае также надо снять крышку и каким-нибудь тонким инструментом вроде скальпеля попытаться отцентрировать язычок относительно его отверстия.

    Grey Wolf

    Что делать, когда несколько нот на гармошке не строят?

    Это, наверное, основная проблема, с которой сталкиваются любители губной гармошки. Прежде чем выбросить ваш инструмент, попробуйте научиться самостоятельно его настраивать. Вообще для этого требуются специальные инструменты, однако, можно обойтись и следующим комплектом:

    • Набор точных отверток - для разборки корпуса.
    • Скальпель или другое тонкое лезвие - чтобы подцепить язычок.
    • Надфиль - для обработки язычка в процессе настройки.

    Процедура настройки язычков выглядит следующим образом: если немного подпилить кончик язычка, он станет легче, а следовательно начнет вибрировать с большей частотой, то есть будет звучать выше. С другой стороны, если подпилить язычок около заклепки, то в этой части он станет более тонким, а значит более гибким. Значит, вибрировать он станет с меньшей частотой, то есть будет звучать ниже. Итак, в начале настройки вы должны скальпелем приподнять язычок из его отверстия и при помощи надфиля немного его подпилить. Не стоит это делать в первый раз со своей любимой гармошкой, потому что эта процедура требует определенного опыта. Если по слуху вы настраивать не можете, то нужно прибегнуть к помощи камертона или тюнера. При настройке по тюнеру, следите за тем, чтобы извлекаемая вами нота была чистой, без бенда.

    Grey Wolf

    Что значит MS и HM гармошки?

    HM - "Hand Made" - гармошки, изготовленные вручную.

    MS - "Modular System" - это технологическое решение фирмы "Hohner", целью которого было сокращение себестоимости гармоник за счёт перевода некоторых этапов производства на автоматические рельсы. Автоматами производятся платы с прикреплёнными к ним язычками. Настройка и сборка всё равно делаются вручную.
    Части разных моделей MS гармоник взаимозаменямы.

    Blacky

    Я научился извлекать одиночные ноты блокировкой "язык трубочкой" (U-блокировкой). Нормально ли это?

    U-блокировка, на первый взгляд, кажется удобной. Она требует меньшего напряжения по сравнению с блокировкой губами. Но при U-блокировке очень тяжело делать бенды, полностью теряется возможность артикулировать.

    Кроме того, практически не возможно украшать ноты различными "подъездами". Поэтому, чтобы потом не переучиваться, лучше начинать с блокировки губами.

    Однако, U-блокировкой впоследствии также можно пользоваться. Она дает звук более близкий к кантри, нежели к блюзу.

    По моему личному ощущению, U-блок дает несколько дудкоподобный звук, очень чистый тембрально, по сравнению с остальными блокировками. Он хорошо звучит и для джаза. Но, повторюсь, начинать лучше всего с блокировки губами.

    Boris_Plotnikov
    Наши партнёры